29 сентября - день памяти прп. Ку́кши Одесского, исп. (1964);
Одним из светильников веры во тьме богоотступничества, духовного оскудения и невежества XX столетия был преподобный и духоносный отец схиигумен Кукша (Величко).
Будущий старец родился 12 (25) января 1875 г. в с. Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии от благочестивых и христолюбивых родителей Кирилла и Харитины; в семье было еще два сына – Федор и Иоанн и дочь Мария. Харитина с юности мечтала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она молилась Богу, чтобы хоть один из ее детей ушел в монастырь. Косьма (мiрское имя святого) с детства душой тянулся к Богу, к святой жизни, возлюбил молитву и уединение, храм Божий.
В 1895 г. Косма с паломниками отправляется в Святую Землю. На обратном пути он посетил гору Афон, где особенно воспылал желанием подвизаться в монастыре. По возвращении в Россию Косьма получил на то благословение от киевского прозорливца старца Ионы и своей матери – Казанской иконой Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, которую всю жизнь хранил будущий старец Кукша.
В 1896 г. Косьма прибывает на Афон и поступает послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на послушание гостинника в странноприимницу для паломников, в которой подвизался 11 лет. Вскоре послушника Косьму постригают в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 г. – в монашество с именем Ксенофонт.
Духовным отцом у о. Ксенофонта был духоносный старец, подвижник о. Мелхиседек, который подвизался отшельником в горах. Впоследствии преподобный Кукша вспоминал о своей жизни в то время: «До 12 ночи на послушании, а в 1-м часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться».
Приведя Своего избранника в духовное совершенство, Господь уготовляет преподобному жребий служения страждущему мiру. В 1912-1913 гг. греческие власти, стремясь изгнать русских со святой Горы, потребовали выезда с Афона многих (ок.800) ни в чем не повинных русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта. Преподобный побежал в пустыньку к старцу.
– Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!
– Нет, чадо, – возразил старец, – так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей.
В 1913 г. о. Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. Киевские монахи встретили афонских братьев недружелюбно, они знали только то, что с Афона их выслали за какое-то неповиновение или бунт и относились к ним с недоверием.
Но постепенно истина выяснилась, и на афонитов стали смотреть, как на «изгнанных правды ради». Там о. Ксенофонт снискал всеобщее уважение среди братьев, служа для них примером в монашеском делании. Когда Лавры коснулась волна самосвятских расколов, о. Ксенофонт был примером для других в сыновней верности канонам Матери Церкви.
Отец Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переодевал святые мощи, следил за чистотой и порядком.
Во время 1-й Германской войны (1914-1916 гг.), отец Ксенофонт вместе с другими монахами был направлен на послушание «братом милосердия» в санитарный поезд «Киев — Львов», где он обслуживал тяжело раненных солдат, некоторые из них были без рук и без ног, ему приходилось брать их на «загорбки» (на свою спину) и переносить на себе. По окончании срока послушания в санитарном поезде о. Ксенофонт возвратился в Киево-Печерскую Лавру.
8 апреля 1931 г. о. Ксенофонт был пострижен в схиму с именем сщмч. Кукши, 3 апреля 1934 г. – рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая стал иеромонахом. После того, как Киево-Печерскую лавру закрыли, батюшка служил до 1938 г. в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке.
С 1938 г. для 63-летнего батюшки начался тяжелый восьмилетний исповеднический подвиг – его как «служителя культа» приговаривают к пяти годам лагерей в г. Вильма Молотовской (Пермской) области, а после отбытия этого срока – к трем годам ссылки.
В 1947 г. о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру. На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, запечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений и гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей – старчество.
Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и духовным советом.
Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Его постоянно преследовали и гнали. В 1951 г. отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую лавру, в 1957 – в Крещатицкий монастырь под Черновцами, а в 1960 – в Одесский Свято-Успенский монастырь, где проводит последние четыре года своей страдальческой подвижнической жизни.
Но любящим Бога <...> вся поспешествует во благое (Рим.8:28). Господь злобу демонов и усилия богоборцев обратил во благо для спасения душ человеческих. Благодаря перемещениям Батюшки по разным монастырям овцы стада Христова всего юга страны окормлялись у благодатного Старца, несмотря на запрет властей.
В октябре 1964 г. старец Кукша, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел воспалением легких. Страдая в предсмертной болезни, он отказался от всякой врачебной помощи, полагая в Господе Боге Единого помощника и покровителя. 11 (24) декабря 1964 г. прп. Кукша преставился ко Господу.
Власти, боясь большого стечения народа, распорядились не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине отца Кукши, требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: «У монаха родина — монастырь».
Канонизирован схиархимандрит Кукша Новый Священным Синодом Украинской Православной Церкви – постановлением от 4 октября 1994 г. Память святого отмечается 16/29 сентября в день обретения мощей, 11/24 декабря в день кончины и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Торжества канонизации проходили в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 октября 1994 г., где отныне покоятся его многоцелебные мощи.
Тропарь преподобному Кукше Одесскому, глас 4
От ю́ности ми́р суему́дренный и лука́вый оста́вил еси́,/ Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, преподо́бне,/ мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́,/ те́мже источа́еши чуде́с благода́ть все́м с ве́рою приходя́щим к ра́це моще́й твои́х,// Ку́кшо, преблаже́нне о́тче на́ш.
Кондак преподобному Кукше Одесскому, глас 8
Подви́жника благоче́стия иску́сна,/ но́ваго испове́дника ве́ры оте́ческия/ преподо́бнаго Ку́кшу ве́рно вси́ ублажи́м,/ я́ко па́стыря и́стиннаго,/ ста́рца бла́гостнаго, и́ноков наста́вника,/ уте́шителя малоду́шных, цели́теля неду́жных,/ и по кончи́не показу́ющаго све́тлость жития́ своего́./ И дне́сь в па́мять его́ прите́кше, ра́достно возопие́м:/ я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу,/ многообра́зных на́с изба́ви обстоя́ний, да зове́м ти́:// ра́дуйся, утвержде́ние лю́дем правосла́вным.
Молитва преподобному Кукше Одесскому
О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́ш Ку́кшо, оби́тели Успе́ния Бо́жией Ма́тери похвало́, богоспаса́емаго гра́да Оде́ссы неувяда́емый цве́те, кро́ткий па́стырю Христо́в и вели́кий за на́с моли́твенниче. Усе́рдно к тебе́ прибега́ем и с сокруше́нным се́рдцем про́сим: не отыми́ покро́в тво́й от оби́тели на́шей, в не́йже по́двигом до́брым подвиза́лся еси́. Бу́ди помо́щник благи́й все́м благоче́стно живу́щим и до́бре тружда́ющимся в не́й. О, до́брый на́ш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, преподо́бне о́тче Ку́кшо, при́зри ми́лостивно на предстоя́щия лю́ди, умиле́нно моля́щияся и прося́щия от тебе́ по́мощи и заступле́ния. Помяни́ все́х, ве́ру и любо́вь к тебе́ иму́щих, и́мя твое́ моли́твенно призыва́ющих и на поклоне́ние моще́м твои́м святы́м приходя́щих, и вся́ во благи́х проше́ния и́х ми́лостивно испо́лни, осеня́я и́х святооте́ческим твои́м благослове́нием. Изба́ви, святы́й о́тче, от вся́каго наве́та вра́жия Це́рковь на́шу святу́ю, гра́д се́й,' оби́тель и зе́млю на́шу, и не оста́ви заступле́нием твои́м на́с немощны́х, греха́ми и скорбя́ми мно́гими обремене́нных. Озари́, преблаже́нне, у́м на́ш све́том лица́ Бо́жия, укрепи́ благода́тию Госпо́дней жи́знь на́шу, да в зако́не Христо́ве утверди́вшеся, неле́ностно по пути́ за́поведей святы́х потеце́м. Осени́ твои́м благослове́нием на́с, и все́х в ско́рбех су́щих, боле́зньми душе́вными и теле́сными одержи́мых, исцеле́ние, утеше́ние и избавле́ние да́руя. Над все́ми же си́ми испроси́ на́м свы́ше ду́х кро́тости и смиренному́дрия, ду́х терпе́ния и покая́ния, отступи́вшим от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ и раско́лами ослепле́нным вразумле́ние, во тьме́ неве́рия блужда́ющим све́том и́стиннаго богопозна́ния просвеще́ние, раздо́ров и нестрое́ний утоле́ние. Умоли́ Го́спода Бо́га и Пресвяту́ю Богоро́дицу дарова́ти на́м ти́хое и безгре́шное житие́. Помина́й на́с недосто́йных у престо́ла Вседержи́теля, и испроси́ ми́рную христиа́нскую кончи́ну, и сподо́би на́с по́мощию твое́ю спасе́ние ве́чное улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим ве́лия щедро́ты и неизрече́нныя ми́лости Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, и твое́ оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.